Четверг, 18.10.2018, 20:15
Приветствую Вас Гость | RSS

История и Обществознание.

Категории раздела
6 [0]
7 [0]
8 [1]
9 [1]
10 [7]
11 [8]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Обществознание » 10

Гендер

Что такое гендер?

Во всех странах, во всех культурах первый вопрос, который задают о новорожденном ребенке: «Кто родился, мальчик или девочка?» Вопрос этот не случаен, ведь именно пол ребенка во многом определяет будущее нового жителя планеты: его жизненные шансы, характер занятий, социальное и правовое положение. В некоторых культурах половая принадлежность человека жестко дик-
тует основные параметры его жизни, в других — ее влияние не столь очевидно и однозначно, но в любой стране, в любой общественной группе разделение полов (половая дифференциация) является фундаментальным основанием устройства человеческого общества.
Таким образом, биологическое различие между мужчинами и женщинами предопределяет различие в социальных, культурных, психологических аспектах их жизнедеятельности в конкретном обществе или группе.
Различия между мужчинами и женщинами, обусловленные не биологией, а обществом, получили название гендер (от греч. genes — происходящий). Гендер можно определить как «социальный пол», те составляющие половой дифференциации, которые предопределены не природой, а обществом, а конкретнее, теми гендерными стереотипами и гендерными ролями, которые  свойственны данному обществу.
Гендерные стереотипы — это понятия, вещи, действия, которые связаны в данном обществе с принадлежностью к мужчинам или женщинам. Вспомните знакомую вам с дошкольного возраста английскую детскую песенку, переведенную С. Маршаком:
Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек и зеленых лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки.

Перед нами высказанные в шутливой форме тендерные стереотипы, характерные для так называемого викторианского общества Англии второй половины XIX века.
Страной тогда правила королева Виктория. Сама будучи незаурядным государственным деятелем, она тем не менее считала, что предназначение женщины — замужество, дети, дом, а единственно возможная для женщины общественная деятельность — благотворительность. Вся активная деятельность во внесемейной сфере — в производстве, науке, политике, искусстве — это удел мужчин, и женщина не должна стремиться к ней.

Гендерные стереотипы — это, образно говоря, представления общества о том, из чего должны быть «сделаны» мальчики и девочки, мужчины и женщины. Приведем два отрывка, взятые из современной книги по гендерной социологии:

«Доброта, мягкость, отрицательное отношение к насилию, отзывчивость к чужим переживаниям, умеренность, стремление к общению, нервозность, вспыльчивость, болтливость».

«Изобретательность, развитое абстрактное мышление, стремление к самоутверждению, самовыражению, ориентация на работу, а не на семью, агрессивность, властолюбие, авантюризм».

Вы без труда определите, в каком отрывке речь идет о женщинах, а в каком — о мужчинах. В реальной жизни свойственны данному обществунемало добрых, мягких мужчин и, наоборот, склонных к авантюризму, агрессивных, властолюбивых женщин. Но представления о нормальных, точнее, нормативных женщинах и мужчинах близки к перечисленному выше набору качеств.

Гендерные стереотипы обусловливают, в конечном счете, и оценку человека в группе и обществе. Если определенное качество входит, например, в стереотип «женщина», то наличие его у конкретной женщины одобряется или воспринимается более снисходительно, чем у представителя противоположного пола. Так, болтливость — не слишком положительное качество. Но согласитесь, что словосочетания «болтливая женщина» и «болтливый мужчина» воспринимаются по-разному, степень общественного осуждения в первом случае меньше, чем во втором.

С понятием гендерного стереотипа тесно связано понятие гендерной роли — социальных ожиданий, вытекающих из гендерных стереотипов. Общество ждет, что мужчина или женщина будут вести себя определенным образом, «как положено» — носить определенную одежду выполнять те или иные функции в семье, в системе общественного разделения труда, предпочитать тот или иной способ проведения свободного времени. Выход за пределы гендерной  роли или осуждается обществом,  или,  по  крайней мере, отмечается его членами как что-то непривычное, выбивающееся из обыденности. Например, для окружающих кажется странным, не соответствующим принятому порядку вещей, если в семье мужчина «сидит с детьми», а женщина посвящает основное время работе, добыванию средств к существованию. Так же реагируют на то, что женщина — страстный охотник или рыболов, а мужчина увлечен вязанием. Если главой какого-то государства стала женщина, то в средствах массовой информации этот факт подчеркивается особо, но вряд ли можно услышать в новостях фразу типа: «Президентом Финляндии избран мужчина»

Гендерные стереотипы и роли исторически достаточно устойчивы. Долгое время они отражали физическое превосходство мужчины и его доминирующее положение в обществе.

Так, в европейской науке и философии едва ли не до XVII в. было распространено мнение, что женщина — это «недоразвившийся мужчина». Не подлежащим сомнению фактом считалось, что мужчины умнее женщин. Китайский мудрец Конфуций 2500 лет назад написал в книге «Беседы и суждения»: «У обыкновенной женщины столько ума, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух». В книге «Политика» греческого философа Аристотеля есть высказывание о том, что «женщина способна мыслить, но в крайне слабой степени».

Физиологические различия между мужчинами и женщинами очевидны. Физически женщины слабее. Мышечная масса молодой женщины составляет лишь 65% мышечной массы молодого мужчины, а в старших возрастах — и того меньше. В то же время женщины менее подвержены заболеваниям, у них устойчивее психика, они дольше живут, более выносливы.

Современные исследования показывают, что в среднем коэффициент интеллектуального развития выше у женщин. Однако среди мужчин больше высокоодаренных, как, впрочем, больше и умственно отсталых. Один английский биолог остроумно заметил, что женщин больше среднеумных, а мужчин или очень умных, или наоборот. В целом же наука пришла к выводу, что почти все, что может делать мужчина, может делать и женщина, и напротив, существует немного тех видов деятельности, профессий, традиционно считающихся женскими, которые не смог бы освоить мужчина. Практически функциональные различия мужчин и женщин абсолютно не совпадают лишь в одном — только женщина может быть биологической матерью, только мужчина — биологическим отцом.

Но необходимо подчеркнуть, что это различие стоит многих других; в период разложения родового строя оно предопределило разное положение мужчин и женщин в системе производства, в отношениях собственности, власти и в конечном счете привело к становлению патриархального общества, в котором доминируют мужчины.

Возможности, «жизненные шансы» мужчин и женщин, безусловно, предопределены природой, но отнюдь не в такой степени, в какой эта предопределенность пред- стает сегодня в ряде обществ. Так, в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока рождение мальчика даже в бедной семье обязательно отмечается празднеством с приглашением многочисленных гостей, рождение девочки проходит как бы незамеченным. До сих пор на вопрос на вопрос о числе детей в некоторых культурах принято указывать число сыновей

Гендер и социализация

Взрослые мужчины и женщины обращаются с детьми разного пола по-разному и часто сами этого не замечают.
Новорожденному мальчику стараются купить голубое одеяло или хотя бы голубые ленты к одеялу, девочке — розовые. Был проведен эксперимент. Группе молодых матерей предложили провести время с полугодовалым ребенком по имени Ева. Они давали Еве кукол, говорили с ней особенно нежным голосом, называли «красавицей». После Евы принесли полугодовалого Адама. Мамы показывали ему игрушечные машинки, поезд, говорили, каким он будет большим и сильным, когда вырастет. На самом деле в эксперименте участвовал один и тот же ребенок, различия в обращении с Адамом и Евой основывались не на объективных характеристиках малыша, а на представлениях матерей о том, какие качества нужно воспитывать у мальчика, а какие — у девочки.

Ученые сделали вывод, что факт рождения ребенка является, в действие очень сложный и охватывающий все стороны жизни нового человека механизм тендерной социализации. Весь процесс социализации детей подчинен задаче воспитать не просто члена общества, а именно женщину или мужчину. Свой игрушечный мир у мальчиков и свой — у девочек. В детских книгах персонажам отводят, как правило, традиционные тендерные роли. Так, в сказках «добры молодцы» вне дома участвуют в различных приключениях, требующих активности, силы, авантюрной «жилки». «Красны девицы», как правило, терпеливо ждут своей судьбы, занимаются домашними делами.
По привычным тендерным стереотипам строится и большинство детских телевизионных программ, популярных фильмов, рекламных роликов.

Школа закрепляет уже сложившиеся у ребенка гендерные представления. В ряде стран широко практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек. Но и там, где такого разделения нет, существуют некоторые различия в программах для учеников разного пола, хотя бы на уроках труда и физкультуры. Учителя, сами того не замечая, по-разному относятся к успехам и поведению мальчиков и девочек. «Ведь ты же не парень», — неоднократно приходилось слышать от старших активной, склонной к лидерству и самоутверждению девочке.
И наоборот: «Ведь ты же парень. Нельзя быть таким уступчивым!»

Если гендерная социализация проведена «правильно», т.е. в полном соответствии с биологическим полом человека и тендерными стереотипами и ролями, распространенными в данном обществе, то ее результатом является гендерная идентичность — внутреннее ощущение человеком своего пола, своей принадлежности к мужчинам или женщинам. Примерно к двум годам дети осознают себя как мальчика или девочку, могут различать среди других детей мальчиков и девочек. Тот факт, что все люди делятся на мужчин и женщин на основе физиологических различий, осознается ребенком примерно к шести годам. В редких случаях, в силу специфических биологических или социальных обстоятельств, человек не может четко определить свою тендерную идентичность, испытывая, как правило, сильный душевный дискомфорт от такой ситуации. Некоторые даже решаются на операции по изменению пола.

 

Изменятся ли гендерные стереотипы?

Социально обусловленные различия между мужчина-
ми и женщинами не одинаковы в разных странах и общественных группах, но до сих пор не обнаружено такое общество, где бы женщины обладали большей властью, чем мужчины. Очевидная причина этого — не превосходящая физическая сила или ум мужчин, а материнство. Долгое время (в большинстве стран и по сей день) уделом замужней женщины были частые роды и хлопоты по уходу за детьми. Материнство ставило предел возможностям профессионального роста и общественной деятельности женщины. Общество и воспроизводило век за веком те
тендерные стереотипы, в основе которых лежала «привязка» женщины к домашнему хозяйству и деторождению.
Иной стереотип в условиях огромной детской смертности, когда до взрослого возраста доживала в лучшем случае треть рожденных детей, был просто опасен для социума.
Уже на эту очевидную необходимость рождения и воспитания многочисленного потомства накладывались различные культурные и философские построения о «зависимости» женщин, их «неразумности», «непригодности» к сложному профессиональному труду, занятиям политикой или творчеством.

Так называемая «материнская дилемма» не решена и
сегодня даже в наиболее развитых экономически и политически странах. По-прежнему материнство не очень-то сочетается с производственной и общественной деятельностью женщины. Но резко возросший в XX в. спрос на женский труд, успехи медицины, дающие возможность вырастить большинство рожденных что соответственно, позволило уменьшить
количество рождений, средства регулирования рождаемости создали предпосылки для изменения традиционных гендерных стереотипов и ролей.

Исследования показывают, что сегодня многие мужчины предпочитают женщин работающих, которые сами крепко стоят на ногах. В свою очередь, женщины приветствуют участие мужчины в домашних делах, в воспитании детей. Таким образом, тендерные стереотипы меняются, хотя и медленнее, чем реальная жизнь. Общество приходится «подталкивать» к осознанию новых реалий и изменению общественных представлений о мужчине и женщине в соответствии с этими реалиями. Сегодня значительную роль в этом процессе играет феминистское движение, направленное на защиту и расширение прав женщин в обществе

 

 Вопросы для самоконтроля

1. Что такое гендер?

2. Чем характеризуются гендерные стереотипы?

3. В чем проявляется гендерная социализация? Кто и как ее осуществляет?

4. Как формируется гендерная идентичность?

5. В каком направлении изменяются гендерные стереотипы в современном обществе?

Задания

 

1. 1400 лет тому назад Маконский церковный собор (Собор —высший орган христианской церкви) перевесом лишь в один голос пришел к заключению, что у женщины, существа хотя и низшего, все же имеется душа, правда и не столь «качественная», как душа мужчины.

Какой гендерный стереотип нашел отражение в этом факте?

2. Приведите примеры гендерных стереотипов, которые существуют в нашем обществе. Разделяете ли вы эти взгляды?

 

Категория: 10 | Добавил: Эринс (23.09.2012)
Просмотров: 3111
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz