Эффективное поведение в
межличностном конфликте.
Представим, что вы попали в конфликтную
ситуацию. Ваше поведение будет зависеть от психологического типа того, с кем вы
конфликтуете. Попытаемся дать несколько практических рекомендаций.
Первый тип конфликтной личности
носит символическое название «танк» (о таких говорят «прёт, как танк»). Этот
человек идёт напролом, не считается с собственными потерями, он ориентирован
только на победу. Если предмет вашего конфликта с ним незначителен, то лучше
его избегать. Но коль скоро конфликт неизбежен, то следует тщательно
подготовиться, обдумать свои аргументы, найти слабые места в позиции
противника, определить для себя границы уступок. В процессе разговора спокойно
выслушайте его и так же спокойно выскажите свои аргументы, но не затягивайте
встречу и ни в коем случае не позволяйте перейти эмоциональную границу. Второй
тип — скрытый агрессор. Этому типу личности свойственна скрытость, лицемерие,
внешне он выглядит нейтральным, но при благоприятном стечении обстоятельств
нанесёт удар, он жесток и не даёт никому пощады. В конфликте с ним главным является
раскрыть его коварные планы, обнародовать его замыслы. Во время разговора
следует задавать прямые, недвусмысленные вопросы, держаться открыто, сохранять
хладнокровие. Третий тип — крикун, который много говорит и, как правило,
невпопад, не слышит аргументов противника, ведёт себя открыто и развязно. С
представителем такого типа личности следует держать себя сдержано, проявлять
вежливость и сочувствие. С ним не нужно затягивать разговор, надо чётко и
кратко высказать свои требования и не отступать от них, не менять формулировок.
Четвёртый тип — жалобщик. Его задача задержать вас, приблизиться к вам,
загрузить своими аргументами, перетащить на свою сторону. В конфликте с ним
следует держаться независимо, надо дать понять, что вам ясна его проблема, но
вы не можете решать её за него. Постарайтесь перевести разговор на другую тему
и сами завершите конфликт. Пятый тип — эрудит. Он демонстрирует своё
интеллектуальное превосходство. В конфликте с ним не следует спорить, а нужно
постараться скорей завершить разговор. По окончании конфликта стоит извлечь
пользу из разрешённой ситуации.
Обращаем внимание на следующее,
во-первых, здесь даны идеальные психические типы, подобные понятию идеального
газа, которого в природе не существует. Во-вторых, предмет конфликта мы не
определяли, одно дело конфликтовать по поводу футбольной команды, другое —
из-за любимого человека. В-третьих, мы пренебрегли параметром серьёзности
намерения сторон. Вспомните произведение Н.В. Гоголя «Повесть том, как
поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Их конфликт мог разрешиться
не начавшись, но никто из них не хотел уступать. В-четвёртых, каждый из вас
психически не нейтрален, а тяготеет к определённой из указанных моделей, т. е.
актуальны варианты сопоставления конфликта «крикуна» и «жалобщика», но мы этого
не делали. В-пятых, за рамками рассмотрения остался параметр остроты протекания
конфликта и его продолжительности. Согласитесь, есть разница между размолвкой
обиженных подружек и жестокой уличной дракой. Наконец, одно дело трёхдневная
размолвка, другое — многолетнее противостояние.
Вступая в
конфликт, следует предвидеть результаты его последствий. Просчитайте все
варианты его окончания, в особенности своего поражения. Конфликту предшествует
предконфликтный период, используйте его. Народная мудрость утверждает: худой
мир лучше доброй ссоры. Если конфликт начался, учитывайте, что сильная сторона
противника может обернуться его слабостью в зависимости от ситуации. Вспомните
притчу об олене, который гордился своими ветвистыми рогами и сокрушался по
поводу тонкости своих ног. Когда за ним погнался тигр, тонкие ноги спасли
оленя, и он убежал от преследователя, но рогами запутался в кустарнике и стал
лёгкой добычей хищников. «Танк» надо побеждать эрудицией, а эрудита — «танковой
атакой».
Во время
конфликта вы демонстрируете определённое поведение. Оно зависит не только от
поведения противника, но и от ваших психофизиологических характеристик, ваших
ресурсов, вашего воспитания и жизненного опыта, наконец, от ситуации.
Конфликтологи выделяют следующие стратегии поведения: 1) уклонение от
конфликта, нежелание отстаивать свои интересы, попытка сделать вид, что ничего
не происходит; 2) приспособление к конфликтующей стороне, уступки оппоненту,
конформизм и соглашательство; 3) конфронтация или активное противостояние,
жёсткое проведение собственной линии в конфликте, стремление переиграть и
подавить оппонента; 4) компромисс, стратегия взаимных уступок, ориентация на
скорейшее урегулирование разногласий, сотрудничество.
Особую форму носит
межгрупповой конфликт. Поговорим о нём подробнее. 1) Проанализируйте сами себя - из-за чего вы чаще всего конфликтуете. Какие черты вашего характера мешают вам регулировать отношения без конфликтов? 2) приведите примеры максимально эффективного и крайне неэффективного разрешения конфликтов, известных вам из истории или современной общественной жизни. Проанализируйте, что способствовало именно такому их разрешению.
|