Вторник, 30.04.2024, 13:43
Приветствую Вас Гость | RSS

История и Обществознание.

Категории раздела
6 [0]
7 [0]
8 [1]
9 [1]
10 [7]
11 [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Обществознание » 10

Эффективное поведение в межличностном конфликте.

Эффективное поведение в межличностном конфликте.

Представим, что вы попали в конфликтную ситуацию. Ваше поведение будет зависеть от психологического типа того, с кем вы конфликтуете. Попытаемся дать не­сколько практических рекомендаций.

Первый тип конфликтной личности носит символическое название «танк» (о таких говорят «прёт, как танк»). Этот человек идёт напролом, не считается с собственными потерями, он ориентирован только на победу. Ес­ли предмет вашего конфликта с ним незначителен, то лучше его избегать. Но коль скоро конфликт неизбежен, то следует тщательно подготовиться, обду­мать свои аргументы, найти слабые места в позиции противника, определить для себя границы уступок. В процессе разговора спокойно выслушайте его и так же спокойно выскажите свои аргументы, но не затягивайте встречу и ни в коем случае не позволяйте перейти эмоциональную границу. Второй тип — скрытый агрессор. Этому типу личности свойственна скрытость, ли­цемерие, внешне он выглядит нейтральным, но при благоприятном стечении обстоятельств нанесёт удар, он жесток и не даёт никому пощады. В конфлик­те с ним главным является раскрыть его коварные планы, обнародовать его замыслы. Во время разговора следует задавать прямые, недвусмысленные вопросы, держаться открыто, сохранять хладнокровие. Третий тип — кри­кун, который много говорит и, как правило, невпопад, не слышит аргументов противника, ведёт себя открыто и развязно. С представителем такого типа личности следует держать себя сдержано, проявлять вежливость и сочув­ствие. С ним не нужно затягивать разговор, надо чётко и кратко высказать свои требования и не отступать от них, не менять формулировок. Четвёртый тип — жалобщик. Его задача задержать вас, приблизиться к вам, загрузить своими аргументами, перетащить на свою сторону. В конфликте с ним следу­ет держаться независимо, надо дать понять, что вам ясна его проблема, но вы не можете решать её за него. Постарайтесь перевести разговор на дру­гую тему и сами завершите конфликт. Пятый тип — эрудит. Он демонстри­рует своё интеллектуальное превосходство. В конфликте с ним не следует спорить, а нужно постараться скорей завершить разговор. По окончании кон­фликта стоит извлечь пользу из разрешённой ситуации.

Обращаем внимание на следующее, во-первых, здесь даны идеальные психические типы, подобные понятию идеального газа, которого в природе не существует. Во-вторых, предмет конфликта мы не определяли, одно дело конфликтовать по поводу футбольной команды, другое — из-за любимого че­ловека. В-третьих, мы пренебрегли параметром серьёзности намерения сто­рон. Вспомните произведение Н.В. Гоголя «Повесть том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Их конфликт мог разрешиться не на­чавшись, но никто из них не хотел уступать. В-четвёртых, каждый из вас пси­хически не нейтрален, а тяготеет к определённой из указанных моделей, т. е. актуальны варианты сопоставления конфликта «крикуна» и «жалобщика», но мы этого не делали. В-пятых, за рамками рассмотрения остался параметр остроты протекания конфликта и его продолжительности. Согласитесь, есть разница между размолвкой обиженных подружек и жестокой уличной дра­кой. Наконец, одно дело трёхдневная размолвка, другое — многолетнее про­тивостояние.

Вступая в конфликт, следует предвидеть результаты его последствий. Просчитайте все варианты его окончания, в особенности своего поражения. Конфликту предшествует предконфликтный период, используйте его. На­родная мудрость утверждает: худой мир лучше доброй ссоры. Если кон­фликт начался, учитывайте, что сильная сторона противника может обер­нуться его слабостью в зависимости от ситуации. Вспомните притчу об оле­не, который гордился своими ветвистыми рогами и сокрушался по поводу тонкости своих ног. Когда за ним погнался тигр, тонкие ноги спасли оленя, и он убежал от преследователя, но рогами запутался в кустарнике и стал лёгкой добычей хищников. «Танк» надо побеждать эрудицией, а эрудита — «танковой атакой».

Во время конфликта вы демонстрируете определённое поведение. Оно зависит не только от поведения противника, но и от ваших психофизиологи­ческих характеристик, ваших ресурсов, вашего воспитания и жизненного опыта, наконец, от ситуации. Конфликтологи выделяют следующие страте­гии поведения: 1) уклонение от конфликта, нежелание отстаивать свои инте­ресы, попытка сделать вид, что ничего не происходит; 2) приспособление к конфликтующей стороне, уступки оппоненту, конформизм и соглашатель­ство; 3) конфронтация или активное противостояние, жёсткое проведение собственной линии в конфликте, стремление переиграть и подавить оппо­нента; 4) компромисс, стратегия взаимных уступок, ориентация на скорей­шее урегулирование разногласий, сотрудничество.

Особую форму носит межгрупповой конфликт. Поговорим о нём под­робнее.

1) Проанализируйте сами себя - из-за чего вы чаще всего конфликтуете. Какие черты вашего характера мешают вам регулировать отношения без конфликтов?

2) приведите примеры максимально эффективного и крайне неэффективного разрешения конфликтов, известных вам из истории или современной общественной жизни. Проанализируйте, что способствовало именно такому их разрешению.

Категория: 10 | Добавил: Эринс (18.03.2013)
Просмотров: 2932
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz