Виды
общения
Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение
связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по
составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов
незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами
средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное
и ролевое общение. В первом случае
участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими
индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации
совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как
носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник
– подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения,
так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе
такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как
некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что
в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный
признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать
интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием
людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен
неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей,
выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое
(непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей
друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации
возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это
взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и
видеотехники).
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по
типам.
Императивное общение – это
авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения
контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к
определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной
стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение
партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания
и требования.
Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения
«начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных
условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные
отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и
супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система
педагогических отношений.
Манипулятивное общение – это форма
межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью
достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция
предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает
стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При
манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная
личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с
другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого
себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы
поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень
собственной жизни.
Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых
отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и
использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой
сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в
остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции
отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной
привязанности.
Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы
общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек,
рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается
сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
В свою очередь, диалогическое общение
– это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное
познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого
взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного
развития.
«Контакт масок» -
формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности
личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости,
безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов,
стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не
задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».
Примитивное общение, когда
оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если
нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или
последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то
теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Светское общение. Суть
светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают,
а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому
что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и
не определяют характера коммуникаций. Виды общения по средствам:
1) вербальное
общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой
человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности
и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни
не может полностью его заменить; 2) невербальное
общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые
сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые,
обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица).
Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и
некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве
случаев невербальные формы и средства общения человека являются
врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом,
добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях.
Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение
слушать. Виды общения по целям: 1) биологическое
общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и
необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; 2) социальное
общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов,
установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста
индивида. Виды общения по содержанию: 1) материальное
– обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством
удовлетворения их актуальных потребностей; 2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности; 3) кондиционное
– обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния
друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в
определенное физическое или психическое состояние; 4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками; 5) мотивационное
общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений,
установок или готовности к действиям в определенном направлении. По опосредованности: 1) непосредственное
общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому
существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.; 2) опосредствованное
общение – связано с использованием специальных средств и орудий для
организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный
камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые
системы, записи символов на различных носителях, печать, радио,
телевидение и т. п.); 3) прямое
общение строиться на основе личных контактов и непосредственного
восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например,
телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.); 4) косвенное
общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди
(например, переговоры между конфликтующими сторонами на
межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях). Другие виды общения: 1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности; 2) воспитательное
общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на
другого с достаточно четким представлением желаемого результата; 3) диагностическое
общение – общение, целью которого является формулировка определенного
представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации
(таково общение врача с пациентом и т. п.); 4) интимно-личностное
общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и
поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между
близкими людьми и в значительной степени является результатом
предшествующих взаимоотношений.
|